Четвёртая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — концепция, согласно которой происходит широкие внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0) и таким образом мы видим существенные изменения на рынке труда, влияющие на все аспекты трудовой деятельности (работа 4.0).
Концептуально, работа 4.0 отражает текущую четвертую фазу трудовых отношений, которой предшествовали зарождение индустриального общества и первых рабочих мануфактур в конце 18-го века (Работа 1.0), начало массового производства в конце 19-го века (Работа 2.0), а также такие явления, как глобализация, цифровизация и трансформация социальной рыночной экономики с 1970-х годов (Работа 3.0). В отличие от предыдущей версии, работа 4.0 характеризуется высокой степенью интеграции и сотрудничества, использованием цифровых технологий и ростом гибкости в организации работы. К его драйверам относятся оцифровка, глобализация, демографические изменения (старение, миграция) и культурные изменения.
Концепция (работа 4.0) подразумевает следующие аспекты:- Трансформация секторов экономики и видов деятельности и её влияние на занятость;
- Создание новых рынков и новых форм работы через цифровые платформы;
- Взаимосвязь между использованием человеческого и машинного труда;
- Возможность гибких условий работы в отношении времени и местоположения;
- Глубокие изменения в структурах организаций, в том числе Agile-команды;
- Дефицит квалифицированного персонала, и в целом населения трудоспособного возраста.
Существенным следствием четвертой промышленной революции является изменение поведенческих факторов потребления, и появление новых подходов 4.0, например, маркетинг 4.0 (Филип Котлер, Хермован Картаджайя, Айван Сетиаван).
Аналогичным образом мы развиваем концепцию Эйчаринг 4.0, которая призвана ответить на вызовы рынка труда с учетом новых реалий.
Цель концепции HR 4.0 заключается в прямом влиянии функции HR на финансовые показатели компании.
В обычном понимании HR, как административная функция, не сможет решить бизнес-задачи и вызовы, стоящие в современных условиях дефицита компетенций. А собственникам и управленцам попросту не хватит мотивации вкладывать и развивать функцию, которая является дополнительной, и не влияет на бизнес результаты. Поэтому мы должны связать HR с финансовыми результатами организации.
На финансовые показатели организации влияют три вещи:- продукт и его свойства
- маркетинг и продажи
- бизнес как система
Так как узнаваемость продукта, и контакт с ним, а также эмоциональная связь с ним являются свойствами продукта, объединяем продукт и маркетинг и продажи. То есть, у нас остаются в основе развития продукт и бизнес-система, для развития которых необходимы компетенции. Поэтому концепцию HR 4.0 мы строим на так называемом
продуктово-комптентностном подходе.В итоге система управления HR 4.0 строится на 3-х китах:- Управление свойствами продукта
- Управление бизнесом как системой
- Управление компетенциями
И есть еще один важный фактор - фундамент для бизнеса, - это
операционное управление. Но мы его отдельно не выделяем, так оно входит в управление бизнесом.