HR-ROI = (Выручка – бюджет HR) / бюджет HR × 100%
HR ROI (от англ. Return on investment, возврат инвестиций) — это процентное соотношение между доходом и инвестициями в персонал. Для этого объединяем все затраты на персонал, включая стоимость подбора и обучения, и связываем их с доходом.
Есть несколько ков вариантов учета HR-ROI:
HR-ROI = (Выручка – бюджет HR) / бюджет HR × 100%
Например, HR-ROI = (10 миллионов - 2 миллиона)/2 миллиона *100% = 400%
где 10 миллионов - выручка
2 миллиона - затраты на персонал.
Иногда в расчет идет C&B (все затраты на мотивацию) или только ФОТ (фонд оплаты труда), и у этого подхода есть свое обоснование.
Дело в том, что учет по формуле HR-ROI (ФОТ) = (Выручка – ФОТ) / ФОТ × 100% позволяет оценивать эффективность оборотных средств, вложенных в зарплату. Учет HR-ROI (ФОТ) в динамике ведется для операционного реагирования на несоответствия. Всем известно, что главный показатель в бизнесе - это выручка. Она легко считается каждый месяц. Она позволяет оценить эффективность кампании, а также определить потенциал роста или падения. Есть еще один важный показатель - прибыль. Ее сложно считать оперативно (ежемесячно) из-за распределенных во времени доходов и трудоемкости разнесения косвенных расходов. HR-ROI (ФОТ) - это более предупредительный индикатор для бизнеса, потому что, если возврат средств на 1 каждый рубль инвестиций в персонал падает даже при существующей выручке, то через какое-то время можно заменить снижение прибыли или выручки. Другими словами, данный показатель заранее вам просигнализирует о потенциале роста или падения.
Также плюс данного подхода расчета HR-ROI (ФОТ) позволяет оценивать эффективность других HR-функций, которые на его могут повлиять. Например, выстроенный процесс адаптации однозначно повысит HR-ROI (ФОТ). Но на сколько? Это мы узнаем, если не будем учитывать эти затраты в расчетах HR-ROI. Ну или придется их потом вычитать.
HR-ROI (ФОТ) позволяет точно распределять фонды оплаты труда. Например, сотрудники подразделений, которые максимально влияют на финансовые показатели компании должны зарабатывать больше, чем обслуживающие подразделения. Говоря проще, самые большие зарплаты должны быть не у Главного бухгалтера и Кадровика, а у тех, кто зарабатывает компании деньги.
Чтобы эффективно управлять HR-ROI (ФОТ) придется оцифровать весь персонал, то есть каждому сотруднику присвоить показатель в прямой или косвенной связи с финансовыми показателями компании.
Так же есть формула, позволяющая определить Эффективность затрат на персонал - это соотношение выручки на 1 рубль, вложенный в персонал.
Эффективность затрат на персонал = 10 миллионов/2 миллиона = 5 рублей выручки на 1 рубль затрат.
где 10 миллионов - выручка
2 миллиона - затраты на персонал.
Аналогичным образом считается Производительность труда - это выручка на 1 сотрудника.
Производительность труда = 10 миллионов/ 100 сотрудников = 100 тысяч на 1 сотрудника.
Кстати, производительность труда часто учитывают в отчетах на фондовом рынке для анализа компании. Покупая акции компании, акционер должен понимать, какими трудовыми ресурсами дается финансовый результат.
Так же есть расчет доли затрат на персонал в зависимости от выручки. Например, затраты на персонал составляют 2 миллиона рублей. А выручка = 10 миллионов. Значить затраты на персонал составляют 20% от выручки.
Иногда заявка Заказчика на подбор персонала может быть сформулирована не в виде описания нужных компетенций, а в форме цели, которую желает достичь Заказчик, например, - увеличение выручки в 10 раз в определенном дивизионе. И уже под эту цель подбирается решение, как правило, состоящие из целой команды и несколько этапов реализации
Почему мы активно начали обсуждать значение HR-ROI, что произошло в компаниях и с HR, что подталкивает изучать похожие материалы?
Если говорить прямо, то мы не наблюдаем явного запроса у среднего и малого бизнеса на связь HR-функций с финансовыми показателями компании. Но однозначно отмечаем интерес бизнеса к такой возможности.
А теперь самое интересное, зачем все эти расчеты, если мы не можем воздействовать на данный показатель?
4 вещи, которые значительно влияют на HR-ROI и разрешив которые, можно получить результат сильно выше: