Ассессмент (от английского assessment, дословно - оценка) - это процедура оценки персонала, включающая в себя психологические тесты, профессиональные опросники и наблюдение. Нужно признать, что в предыдущей версии ассессмент играет роль фильтрации неподходящих, чтобы сфокусировать внимание на нужных людях. Поэтому скажем прямо, ассессмент часто вызывает негативный отзыв у кандидатов. Проблемы ассессмента предыдущей версии можно охарактеризовать следующими аспектами:
- отсутствие единого стандартного метода и инструмента (например, в оценке персонала нет такого аналога как в рекрутинге, где hh.ru, охватывает более 80% рынка труда);
- ассессмент в виде наблюдения предполагает демонстрацию кандидатом/ или сотрудником качеств, которые в работе не всегда проявляются;
- увлечение психологическими тестами;
- применение астрологии, нумерологии, графологии, 7 радикалов (методика из психиатрии), соционики, составление натальной карты;
- увлечение батареями тестов на 3-4 часа;
- крайне редкое применение оценки результативности/эффективности труда;
- редкое применение оценки Hard skills - профессиональных навыков, например, методом test task (так называемые таски или тестовые задания);
- редкая практика применение метода кейсов.
В мире дефицита компетенций неправильно настроенный ассессмент способен нанести ущерб репутации компании как работодателя. Поэтому критично важно пересмотреть систему оценки при найме, а также использование ассессмента в процедуре развития персонала.
Ассессмент 4.0 - это концепция, предполагающая экологичную оценку персонала в целях раскрытия потенциала кандидатов и определения эффективности сотрудников, чтобы в дальнейшем более эффективно применить их таланты.В силу нехватки квалифицированных кадров становится все более актуальной HR-стратегия, основанная на оценке и выявление нужных Soft skills - гибких навыков или личностных и деловых качеств, способствующих выполнению профессиональных задач. При этом в данном контексте интересует не все деловые качества кандидата/ или сотрудника, а именно те, которые способствуют или препятствуют выполнению бизнес-задач.
Говоря о выявлении и развитии талантов, все же мы подразумеваем развитие компетенций организации. Так же важным трендом можно выделить оценку невербального интеллекта, как способность решать новые незнакомые задачи. И отдельно в этом контексте хотелось бы выделить выявление алгоритмического мышления - способность решать сложные задачи, не решаемые в одно линейное уравнение.
Алгоритмические задачи в бизнесе - это вид
задач, требующих более
сложных решений в силу давления высокой конкуренции на рынке. Поэтому сложные
алгоритмы в бизнес-технологиях очень часто появляются именно на высококонкурентных рынках, например, фармацевтика, недвижимость, ритейл. Как работают
сложные алгоритмические решения в бизнесе? Например, основные участники В2В рынка используют
линейные уравнения в ценообразовании: чем больше объем закупки, тем выше скидка. В итоге у всех плюс минус одна и та же цена, которая зависит от объема закупок. Допустим, у одной из компаний резко падают цены на определенные товары, как правило - самые востребованные, при этом на остальные товары цены растут. Предположим это сделано осознанно, с учетом сложной формулы "под капотом", в которой одновременно учитывается интерес покупателя - желание купить по справедливой цене "самый важный" товар, и интерес компании - которая продает по низкой цене, но не проседает в рентабельности продаж. Внешне данную формулу скопировать сложно, поэтому конкуренты либо будут терять в объемах продаж, либо будут повторять внешние низкие цены, сохраняя выручку, проседая по рентабельности продаж.
Еще одним важным трендом в оценке персонала является применение так называемых "тасков". Test task - тестовые задачи, призванные определить как кандидат/ или сотрудник будет решать ту или иную задачу. Пример тестовых задач для IT-рекрутера
читайте здесьОценка эффективности сотрудника, которая не зависит от субъективного мнения других (как например, в методике 360 градусов) - еще один тренд, который все больше будет набирать силу в среднесрочной перспективе. Для данной оценки важно, чтобы в организации были настроены метрики, способствующие получению количественных показателей работы сотрудника.
Одним из важных качественных показателей, измеряемых в количественном выражении является eNPS, в нашем контексте индекс удовлетворенности взаимодействием. Его можно измерять как для оценки внутреннего взаимодействия сотрудников, отделов, так и для взаимодействия с внешними стейкхолдерами: кандидатами, клиентами, поставщиками и др.