Для решения задач развития организации в 2024 году повышаются требования к HR-стратегии, которая должна учитывать аспект дефицита персонала на рынке труда и повышение требований к сотрудникам.HR-стратегия 4.0 - это концепт работы с персоналом организации, предполагающий подбор, развитие и удержание сотрудников в условиях дефицита кадров. Акценты HR-стратегии 4.0 ставятся на развитие HR-бренда, на френдли-процессе найма и адаптации, а также на применении современных инструментов оценки и развития персонала. Главное отличие HR-стратегии 4.0 от предыдущей версии заключается в принципе -
"удержать и развивать выгоднее, чем привлекать".В основном в крупных организациях и в компаниях IT-сферы развитие и мотивация персонала носят системный характер. Чаще всего система мотивации построена на системе грейдов и KPI. Концепция развития персонала строится на компетентностном подходе, а именно после ассессмента составляется индивидуальные планы развития и групповых тренингов. Почему это не эффективно? Ответ в практической плоскости - данный поход не полностью учитывает бизнес-интересы. В чем заключаются главные бизнес-интересы: рост выручки и других финансовых показателей, на которые влияют маркетинговые позиции и свойства продуктов. Сужаем фокус. Маркетинговые позиции являются свойствами продукта, а значит организации нужны компетенции, которые напрямую связаны с свойствами продукта, а точнее с его улучшением. В итоге, любая организация решает всего две задачи: улучшение продукта и улучшение бизнеса как системы. Поэтому одной из главных задач HR 4.0 - является перевод свойств продукта в компетенции.
Далее, для достижения нужных компетенций у HR есть несколько инструментов:
- Подбор людей с нужными компетенциями;
- Развитие, а точнее обучение существующего персонала;
- Разработка оргдизайна, учитывающего цели в развитии свойств продукта и стимулирующего развитие нужных компетенций.
Таким образом, обсуждение развития персонала ведется вокруг развития всего трех составляющих формулы успеха организации - свойств продукта, бизнеса как системы и компетенций.Значит важно выделить 4 категории сотрудников:А - люди, которые вносят инновации и развивают компетенции, продукт и бизнес;
В - люди, которые качественно выполняют свою работу и поддерживают операционную деятельность;
С - люди, по которым нет определенной позиции по разным причинам, поэтому они не вошли ни в одну категорию. Назовем их "сбитые летчики" - сотрудники пошедшие на понижение или "хромые утки" - люди, не способные достичь поставленных целей. Но чаще всего в этой категории сотрудники находятся временно, и они переходят либо в категорию В либо в D
D (Delete) - люди, с которыми придется попрощаться, вопрос только времени. Но из этой категории сотрудник может перейти в любую из верхних, и такое бывает не редко.
Соответственно, выстраивается система развития и мотивации, в которой учитывается ценность для компании, где сотрудники категории A и В получают наивысшей фокус внимания для развития и самую высокую премию, а категории D получают минимальное премиальное вознаграждение.
Развитие и мотивация персонала 4.0 - это концепция развития персонала, предполагающая выстраивает систем развития и мотивации в соответствии с продуктовым и компетентностным подходами, при котором максимальное фокусирование ресурсов для развития и поощрения сосредоточено на сотрудниках, максимально влияющих на развитие компетенций, продукта и бизнеса как системы.